Директор Boxberry рассуждает о влиянии интернет-торговли на рынок ТЛУ
2018 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка транспортно-логистических услуг? Каких результатов достигла Ваша компания?
Мы работаем на рынке логистики для дистанционной торговли, а это часть всего рынка ТЛУ. Данный сегмент динамично развивался и в период кризиса. Это связано со многими причинами, такими как переток клиентов из традиционной розницы в онлайн, эволюционное увеличение количества интернет-покупателей, развитие трансграничной торговли, выход в онлайн отраслей, ранее представленных только в рознице.
В последние годы бизнес Boxberry стабильно растет. За 2018 год количество заказов от российских интернет-магазинов увеличилось примерно на 70%. Также компания сократила сроки доставки в среднем на 1,5 дня по 154 направлениям из Москвы и на большинстве маршрутов межрегиональных доставок в 10 субъектах РФ.
Назовите, пожалуйста, основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?
В сегменте ТЛУ товаров дистанционной торговли основные драйверы те же, что и для рынка электронной коммерции в целом: развитие маркетплейсов, трансграничной торговли, снижение порога входа на рынок интернет-торговли для новых игроков за счет повышения доступности и развития технологий и инструментов.
Положительно сказывается развитие С2С-продаж через площадки, такие как Avito, «Юла», «Ярмарка Мастеров» и, в частности, предоставление курьерскими компаниями возможности покупать товары с доставкой по всей России.
Барьерами для логистов по-прежнему являются недостаточно высокая платежеспособность населения и дорогая доставка в удаленные районы страны, так как основные центры интернет-торговли находятся в центральной России.
Невозможно не затронуть законодательный аспект. Какие новые инициативы сегодня вызывают особый резонанс в среде логистических операторов? Какой эффект Вы ожидаете от вступления данных нормативных актов в силу? В том числе как они скажутся на деятельности Вашей компании?
Сейчас рынок ждет принятия двух важных законопроектов: о розничной продаже лекарств и легализации продаж спиртного в интернете. Эти документы дорабатываются и активно обсуждаются в последние годы. Потенциально, нововведения могут дать хороший приток заказов для курьерских служб, и многие игроки логистического рынка уже готовятся к работе с новыми видами грузов.
Также в мае 2019 года Федеральная антимонопольная служба предложила рассмотреть возможность отмены НДС для российских онлайн-магазинов. Этот шаг положительно скажется на отрасли: по предварительным оценкам экспертов, объем российского рынка электронной коммерции увеличится в разы. Логистика, подстраиваясь под растущий рынок, будет ускоряться и совершенствовать сервис.
Санкционный аспект сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей. Насколько он повлиял на деятельность вашей компании, и какие факторы сегодня изменяют географию перевозок?
Значительных сложностей из-за санкций у Boxberry не было: как российские, так и зарубежные партнеры наращивают сотрудничество с нами. Компания занимается организацией доставки до частных получателей, которых не коснулась санкционная политика.
Из ограничений можно отметить недоступность товаров из некоторых интернет-магазинов США и Европы для жителей Крыма.
Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста? Какие коррективы вносит компания в связи с изменяющейся рыночной конъюнктурой?
Рынок дистанционной торговли, в частности, электронная коммерция и сегмент C2C-продаж через онлайн-площадки (Avito, «Юла», «Ярмарка Мастеров»), сейчас очень динамично развивается. Поскольку Boxberry стремится укрепить лидирующее положение на этих рынках, одна из основных наших задач – удовлетворить потребности клиентов и развивать новые сервисы в рамках этих сегментов.
Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств?
Рынок ТЛУ дистанционной торговли переходит к упорядоченности и укрупнению. За последние три года мы наблюдали череду громких слияний и банкротств ряда мелких и средних игроков. Заметно вырос интерес к логистике очень крупных инвесторов: на рынок заходят такие гиганты, как «Сбербанк», «Яндекс», X5 Retail Group и т.п. Еще несколько лет назад рынок доставки товаров дистанционной торговли не привлекал серьезного внимания столь крупного бизнеса.
Каких результатов ожидаете от 2019 года в контексте Вашей компании, а также Вашего сегмента рынка ТЛУ?
В 2019 году мы планируем сохранить высокие темпы роста по всем показателям. Компания продолжит расширять географию присутствия на территории России, открывая новые отделения. К концу 2019 года в сети Boxberry будет не менее 3 400 пунктов. Идет работа по подключению новых клиентов: как ведущих российских и зарубежных продавцов, так и региональных магазинов. Вводятся новые сервисы, повышается качество обслуживания. Одна из задач текущего года – сделать доставку Boxberry более доступной и удобной для небольших интернет-магазинов и частных отправителей.
Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2019-2020 годы? В каком направлении Вы намерены развиваться? Планируете ли Вы расширять спектр услуг, расширять географию перевозок, увеличивать или модернизировать парк, приобретать / арендовать новые складские площади, внедрять новые IT-решения?
Одна из ключевых задач текущего года – развитие магистральной доставки. Ведется плановая работа по оптимизации себестоимости и сроков доставки. Также проводятся мероприятия для повышения пропускной способности сортировочного узла и региональных терминалов. Много внимания будем уделять росту качества клиентского сервиса.
Устойчивое развитие – один из актуальных вопросов для современного бизнеса. Какие способы минимизации негативного воздействия на окружающую среду реализует Ваша компания в своей работе? Каковы Ваши планы по внедрению экологичных решений в логистические услуги?
Технологии работы Boxberry разрабатываются с учетом минимизации мусорных отходов. Подразделения компании сдают использованную картонную упаковку, а для производства новых коробок используется вторично переработанный картон.